Огонек №10 март 1988 г. Счастье Зои Чернаковой Она работала токарем на заводе, плавал поваром на маленьком пароходике по дальнему востоку, ходила с геологами в пустыни и горы, доросла до тридцати , родила двух девочек и решила: буду художником! И стала. Поступила в Абрамцевское училище. Занялась реставрацией и хорошо освоила это дело. По просьбе церкви написала десять икон, но больше заказов не брала. Я встретил ее впервые еще в Битце и купил пару ее работ за "недорого". Походила она на тот рынок месяц-другой, ее открыли , и теперь все, что она ни напишет, покупают на корню и по хорошей цене. |
|
Теперь покупатель сам идет к ней. Видел я у нее и наших, и финнов, и фээргэшников, и американцев. Увозят Зоины картины. На вопросы Зоя отвечала так: -Пишу прямо с натуры, ничего не выдумываю. Реалистка. Социалистический реализм? Это так же странно как, к примеру, "реализм развивающихся стран",или "феодальный", или "капиталистический реализм". Если писать в полном внешнем соответствии с натурой, получится внутреннее несоответствие: мы же не только видим, но и чувствуем предмет. Все углы, которые торчат, выглядят для меня острыми. Эту дверь (она показала на дверь своей комнаты) я нарисую острой, как бритва, потому что все время бьюсь об нее. Потолок нарисую круглым, потому что это - небо, домашнее. |
|
Когда я выставлялась на Малой Грузинской, отзывы были разные, от слов благодарности до "покажись психиатру!". Я показалась. Пришла к психиатру и говорю - осмотрите меня и посмотрите мои работы - народ просит. Психиатр согласился, пришел на выставку и написал в книге отзывов: "Чернакова - молодец!" а дальше имя и профессия.
Вы спрашиваете, есть ли счастье? Есть конечно и немало. Но не здесь, не сейчас и не со мной. Ко мне тоже приходит иногда. Внезапно, ни с того, ни с сего… За ними нельзя гоняться, за счастьем и удачей. Они, как ласточки, поймать-то поймал, да они здесь же и умерли. Это то, что должно приходить само.
Бороться за счастье смешно - с кем? Тофик Шахвердиев |
*****************************************
Московский художник №31-32(1513) 8ноября 1994г. "Приходи - весело будет!",- сказала мне художница Зоя Чернакова, приглашая на выставку, в которой участвовала и она сама. Безудержное веселье предвещал и пригласительный билет, со вкусом и роскошно выполненный. В нем значилось, что Центральный Дом художника. Галерея "Доминанта", и "13 художников 13 октября в зале 13, но в 17 часов будут поедать стеб-арт-торт аж 13 пудов весу". Организаторы художественно-кулинарного действа призывали гостей на помощь на предмет поедания торта. (Как всегда, среди гостей нашлись и такие, кто соблазнился лишь бесплатным угощением, но не праздником искусства.) Поедание, вопреки всяческой программе, состоялось не в зале 13, а на пленэре, из соображений соблюдения чистоты в святая святых. Но в зале 13 все же пили шампанское, и действительно, веселого и смешного было немало. Но главное все же не в застолье. Фетиш "чертовой дюжины", шутовской чертовщины витал над большим стечением любителей и профессионалов живописи, над работниками телевидения и прессы. Мэтр Эдуард Дробицкий, многоопытный Иван Новоженов, (по совместительству - автор и исполнитель оригинальнейшего дизайна выставки), подлинный "бульдозерник" Сергей Бордачев и другие при незримом присутствии и зримом участии Сальватора Дали устроили грандиозное изобразительное шоу. А фоном стал по-хорошему возбужденный настрой зрителей. Мелкие накладки - кое-какие формальные искания или почти откровенные ужасы (у одного из Гидуляновых) - не принимались во внимание. Ибо и впрямь смешных полотен было в экспозиции предостаточно.Одни только яркие оптимистичные работы З.Чернаковой могли поспорить с любыми кошмарами, а ее ирония всех приводила в восторг. Представленные на выставке художники в течении лет этак пятнадцати в разных в разных комбинациях экспонируются вместе. И все они в какой-то мере "стебанутые" ("стебать" - хлестать. См. словарь В.Даля.) - жизнью, искусствоведением, заклятыми друзьями. Впрочем, что рассказывать: кое-что из работ и сценок вернисажа смотрите в газете сами. Резюмируя, скажу: благодаря устоителям, все было поставлено на широкую веселую ногу. Искренне Ваш Игорь Печкин |
|
"Творчество"№5(17) 1996г. VITA NOVA Ни одному вождю, политику, экономисту не удалось достичь в своей области постоянного прекрасного формирующего элемента, какого достигла художник Зоя Чернакова - человек уникальной для наших дней судьбы. Ее живопись- следствие ее жизни. Творчество Зои Чернаковой одухотворено романтической поэтичностью восприятия мира. Присущая живоисцу добрая ирония привносит в содержание работ особую авторскую интонацию, вызывающую у зрителя чукство легкой грусти и искреннее сопереживание. Картины мастера отмечены чертами фантастического реализма. Однако. Едва ли необходимо вводить ее искусство в прокрустово ложе отдельного художественного направления. Оно значительно свободнее от привычных каналов и критериев, определяющих конкретные направления или школу. Чем произведения многих известных нам отечественных и зарубежных мастеров живописи. В ее полотнах удивительным образом сопрягаются романтическая незавершенность, недосказанность сюжетной фабулы и определенность эмоционального состояния. Испытав на себе различные художественные влияния, от наива с его непосредственностью изобразительной трансформации увиденного до сложносочиненных, многоассоциативных сюжетных построений своей. Воображаемой картины бытия. Ее полотна завораживают интуитивной проницательностью и мягкой, лишенной какой-либо назидательности, интонацией. Своеобразное свечение живописной поверхности придает пластическому пространству, персонажам в нем присутствующим, при всей тщательности проработки деталей, некую ирреалистическую окраску. Внешне узнаваемые предметы, мотивы и типажи приобретают фантастический характер, будучи словно по волшебству пернесенными в иную, незнакомую среду. В этом проявляется удивительный дар художника преобразовыватьвполне реальные впечатления и факты в нечто еще не свешившееся, но существующее в нашей сенсорной памяти, в нашем генетическом коде. Именно эти качества живописи мастера определяют самобытность, подлинную индивидуальность ее искусства. Творчество Зои Чернаковой будет полностью представлено осенью этого года в Государственной Третьяковской галерее, на персональной выставке ее произведений. Александр Рожин |
|
Человек и Карьера №14 1996 г. Славная пара - мольберт и гитара Московские художники и барды объединились в решимости продемонстрировать невиданное и неслыханное. Услаждая взор живописными полотнами в выставочном зале международной галереи "Малая Грузинская, 28", столичная и заезжая публика могла одновременно присутствовать на импровизированных концертах авторской песни. Опыт совмещения искусств удался. Хочется, чтобы такие выставки-концерты в "малом грузинском гнезде глухаря" стали бы традиционными. | |
SOFT-Маркет №32(288) На нашей обложке .... | |
Мегаполис-экспресс 24 апреля 1996г. Довелось обозревателю "М-Э" отметить и по-настоящему круглую дату, - двадцатилетие выставочного зала на Малой Грузинской, 28, или, как его называют ветераны, "горкома художников", вошедшего в историю российского искусства, как первый и единственный, существовавший задолго до перестройки оазис творческой свободы и символ сопротивления авторов-нонконформистов гебистко -коммунистической системе. Поскольку спрос на изобразительное искусство сегодня не так высок, празднование не отличалось помпезностью и изобилием, хотя удалось собрать и открыть целых две выставки, одну на Гоголевском бульваре, другую на "Грузинке". Скинулись, сбегали, посидели. Из отцов-основателей легендарного содружества навестить родные стены по случаю юбилея пришли Эдуард Дробицкий, Корюн Нагапетян, Зоя Чернакова, Джино Синигалья, Лариса Пятницкая, Борис Бич и Юрий Попов. Их тепло встретила директор зала, любимица художников Марина Голынская, чей энтузиазм, вкус и организаторские способности вселяют надежду, что "Грузинка в ближайшем будущем непременно возвратит былое величие и вновь займет лидирующие позициив московской художественной жизни. | |
Человек и карьера №6(64) 1997г. Так открывается блаженство бытия Заметки о творчестве Зои Чернаковой (пятнадцать лет в живописи) Зоя Чернакова родилась в Москве. В 1982 году взялась за кисть и получилось весьма удачно: через полгода уже принимала участие в выставке "На Малой Грузинской", тогда самой популярной галерее Москвы. После выставки 1988 года в Монреале ее работы получили признание в Канаде и США. А всего - 150 выставок, более 20 из них персональных, множество публикаций и телепередач, работы Зои Чернаковой в галереях и частных собраниях многих стран мира. В 1991 году режиссер Сергей Логинов снял о Зое Чернаковой документальный фильм "Автопортрет", который неоднократно демонстрировался на первом канале телевидения. Тогда же на международном фестивале-конкурсе "Золотая Кисть" Зоя Чернакова была удостоена первой премии. Живет и работает в Москве. Блаженны художники, ибо их душа имеет возможность выразить себя во времени и пространстве, и каждое движение ее находит отклик в полутонах и оттенках; и покой, и смятение души находят свое отражение и обретают плоть. Как печально быть актером, чье вдохновение сгорает в лучах рампы и исчезает бесследно; с последним заключительным аккордом тает музыка, ложась на беззвучную бумагу партитур; и заперты в железные коробки истории любви и кровавые драмы кинофильмов; только живопись, мягко сияя со стен, не скрывается, не исчезает. Созерцай! - и да откроется тебе блаженство Бытия. Зоя Чернакова. Когда я впервые увидел ее, эти слова всплыли в моем сознании: "Блаженны художники…" Блаженны художники, ибо удивительным образом удалось ей перенести себя в свои полотна, многообразие ликов и обликов не обманет - взгляните - везде "блажен художник", лишь разнятся ипостаси его. Впечатление нескончаемого карнавала и веселья, искрящаася "Ламбада", подгулявшие музыканты, шаловливые девицы, пляшущие и звучащие краски - все это отойдет постепенно - это первый слой, - и протянутся к вам нежные звуки скрипки сначала, а затем вступит и флейта, и вдохновенно и трепетно зазвучит ваша - да. Да, не удивляйтесь, - именно ваша музыка и заструится свет. И тонкие нежные пальцы будут рваться с холста. Но и это отойдет в сторону, когда глаз, разделив живописную ленту. Найдет свет. Падающий в раскрытые ладони, и разгорающийся в них и освещающий землю. В поисках света небесного - художник ли. Вглядывающийся в плоскость холста, в растертые по нему причудливо цветные колбаски из узких металлических рукавчиков, или зритель, поверивший в замысел и оттого ставший соучастником. сотворцом, или эта горстка людей, глядящая в небо в поисках света и протягивающая руки ладонями вверх и устремленная в небо молитва, молитва, молитва… И если существует светлая грусть, то это здесь, в этой комнате с низким потолком, с этой милой кофейницей, заглядевшейся в окно, - в ожидании? в раздумье? в надежде? Примолкнувшая гитара рыжей кошкой притулилась у коленки и разве вы не замечаете ее гитарьего карего глаза? И разве не замечаете вы, что август на исходе и неотвратимо надвигается осень, что в складках гранатного платья, в мягкой ткани лета уже наметился бронзовый мотив листопада? Этот театр нескончаем - он начинается еще там, внизу, у самой земли, когда из суеты и суматохи, из полуденной августовской жары, из дымного гремучего центра в один шаг перешагиваешь узкий порог и пропадает ощущение гигантского грохочущего города, необъяснимым образом отодвигается грядущее, и в прохладном воздухе аромат диких трав, и курится легкий дымок благовоний, и варится кофе, и в открытое окно доносится - в церкви поют… Вот в снегах, среди сугробов, пышущая юным жаром Банька, и солнце целует ее сладкие бока. А вот прекрасный праздник - аэрошоу! Но нет, не предать в словах ни жемчужной игры небес, ни восторженных женщин, ни гордо реющих среди облаков мужественных воздухоплавателей. Так, передвигаясь от сюжета к сюжету, постигаешь этот причудливый странный, но такой знакомый наш общий театр невоенных действий, мир параллельный, но оттого не менее реальный: чуть мягче улыбка - и тривиальная бытовая драма превращается в отменный водевиль! Здесь на гвоздиках, оправленное в рамы или просто растянутое на подрамниках висит время. Время Зои Чернаковой. Зоечкино время. В количестве пятнадцати лет, срок немалый - и сколько случилось всего, эта своеобразная летопись бережно хранит драгоценные сувениры судьбы. Николай Подкопаевский |
|
"Художественный совет" №4(8)1998г. Художник Зоя чернакова Художественное образование - Абрамцевское художественно-промышленное училище, скульптурное отделение. Отмечена в прессе почти с первых шагов, но первая серьезная публикация в 1988 году в журнале "Огонек". Статья популярного журналиста Т. Шахвердиева принесла настоящий успех и известность. Прожила долгое время в Вене, ездила работать по приглашению галерей в Прагу, Стокгольм, Будапешт. Годы напряженной работы али свой результат - 150 выставок, более персональных. За рубежом ее имя известно с 1986 года, с парижского Всемирного фестиваля наивного искусства, где работы З. Чернаковой получили высокую оценку, с тех пор началось сотрудничество с крупнейшими галереями Европы, а после выставки в 1988 году в Монреале. Ее работы получили признание в Канаде и США. В 1985 году вступила в Горком графиков, 1988- Международная федерация художников ЮНЕСКО, 1994- Творческий Союз Художников России. Живет и работает в Москве. |
|
"Галерея 3Т" №3 1999г. Щедрый дар Несомненно, даже первые (в начале 80-х) робкие шаги Зои Чернаковой в среде московских живописцев сразу приковали к себе внимание многочисленных зрителей. Начало творческого пути этой талантливой художницы ознаменовалось постижением секретов пространства, удивляющими метаморфозами цвета и света,гармоничным вхождением в образ многоличностных ситуаций, своеобразной незамутненностью. Но по мере продвижения отпала необходимость в наивно-эмоциональных нагромождениях, в суете обыденности. И во благо. Новый период в творчестве Зои Чернаковой таит в себе разного рода суммации сил, неожиданности, парадоксы. Оно мощно, взрывчато и одновременно канонично и дисциплинировано. В нем снимаются проблемы размерности и отделенности пространства и времени. Как Человек, Зоя Чернакова выступает в двух ипостасях, в двух образах: в реальном объективном мире, подвергаемом анализу и рефлексии, и в мире, где мы живем в восхищении его таинствами. Этот второй мир и есть чистое творчество как преодоление причинности, как достижение высшей свободы. Именно здесь художник творит свою мифологию, создает свой особый художественный текст, свою книгу. В этом смысле композиции Зои Чернаковой выступают как некие тексты гуманистических заповедных писаний, где творится добро и любовь непосредственно в глубинах души, где конструируются, опробуются, проверяются нигде более не мыслимые возможности. Создание подобных композиций есть осуществление права художника на ту внутреннюю свободу, которое и формирует собственное пространство и собственное время, то есть новую сферу бытия, понимаемую как преодоление сиюминутности и смерти. Пластические структуры художницы невольно подчеркивают, что в мире есть мудрость и порядок, логика гармонии, что они каждый раз рождаются заново, ибо под внешней оболочкой любого явления всегда таится мудрый замысел Бога и динамика живых сил. Из непосредственно привычных ощущений, предметов, сущностей - собаки, яблоки, коты, творит мастер мифологические конструкции, перетекающие друг в друга и контрастирующие, и случайное перемещение первичных элементов приобретает неожиданно монументальный характер. Эти превращения имеют множественность значений, так же как и стремление художницы постичь устойчивую сущность вещей, их характер, их "мировую душу". Таким образом, модель мира Зои Чернаковой не только пластическая, но и психо-физическая, особый генератор, излучающий не только последовательность образов, а еще и некую эмоциональную субстанцию, проникающую в глубины подсознания и вызывающую в ответном движении состояние внутреннего комфорта.Зое Чернаковой удается превратить художественный язык в объект, причем сделать это посредством самого языка. Ее феномен заключается в том, что она возрождает символическую функцию артиста, являющего нам не только события внешнего мира, но и события, происходящие в нем самом, в его личности, и в том пространстве, которое уполномочило быть его проводником, быть его голосом и эмблемой. Действуя в искусстве по велению чувства, наделяя все в мире одухотворенностью, художник стремиться вложить в каждое движение руки, в каждый пластический мазок ощущение невидимых сил жизни. Живое дыхание архитектоники создает как бы микрокосмос. Человек, соприкоснувшись с ним, попадает в магию творческого пространства художника. В сложную духовную структуру современного человека, где органично включается элемент чудесной игры в преображение и перевоплощение. Искусство в этот момент преодолевает разрыв между "я" и миром, между бытом и небом. В этот момент оно знаменует собой пограничную ситуацию, выявляя скрытую реальность. Художник дарит нам естество, саму природу, огромные пространства некоего Нового света, на которых еще не поздно начать писать новую книгу Бытия. И этот щедрый жест более убедителен, чем вся нахлынувшая в последние годы "живописная футурология". В добрый час Илья Барский |
Новый вернисаж Искусство в сети номер28(54) 12 октября 2000г. Галерея веселой художницы В последнее время распространилось мнение, что "современный" художник должен быть мрачным, диким, кусать людей за пятки и устраивать "перформансы". Что ж, может быть, для кого-то именно такие атрибуты художественности желанны и отвечают внутренней потребности. А по мне, художник в первую очередь должен быть приятен глазу - и сам, и его работы. Поэтому хочу пригласить Вас не куда-нибудь, а именно в виртуальную галерею Зои Чернаковой, картины которой приятно рассматривать не только "в натуральном виде", но и на компьютере. Зоя Чернакова - одна из первых художников Малой Грузинской. Член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО, Творческого Союза Художников России, а также Союза журналистов России. Участник более 200 выставок, в том числе более 40 персональных. Телевидение сняло о творчестве Зои Чернаковой 6 фильмов, причем один из них, "Автопортрет" (реж. С.Логинов) приобретен телекомпаниями 29 стран. Работы Зои Чернаковой находятся в музеях, галереях и частных коллекциях в России и за рубежом. Информация, изложенная в предыдущем абзаце, взята с ее сайта; слов там не густо, зато есть немало репродукций ее картин, посмотреть которые я рекомендую всем, кому по душе "вменяемое", веселое и красивое, если можно так выразиться, искусство: http://www.artchernakota.narod.ru/index.html Николай Ефремов |
Газета 'Презент Центр' http://www.volga.ru/vest/2002/07/01/2/ 19 июня первые посетители Тольяттинской картинной галереи приобщились к произведениям искусства швейцарской галереи 'Medici House'. Выставка оправдала многообещающие прогнозы. Картины наших соотечественников, представленные 'Medici House', - шедевры современной живописи. Имена создателей великолепных полотен уже при жизни вписаны в историю русской живописной школы. А в истории Тольяттинской картинной галереи эта выставка останется как самая яркая и мощная. Выставка продлится до 31 июля. Одна из андеграунда Полотна Зои Чернаковой рассчитаны на тех, кому наскучили привычные живописные каноны. Я не сразу отошла от картины 'Уснувшая с апельсином', вспоминая, сколько споров и пренебрежения встретила на своем творческом пути художница, впервые взявшая кисть в руки в тридцать лет, будучи матерью двух девочек. Зоя Чернакова работала токарем на заводе, плавала поваром на судах Дальневосточного пароходства, ходила с геологами в пустыни и горы. Пока однажды неодолимая страсть к творчеству не заставила ее поступить в Абрамцевское училище. Она увлеклась реставрацией и хорошо освоила ее. Написала по заказу десять икон. Казалось, нашла свое призвание. Но неожиданно для всех оставила иконопись и стала писать картины, которые до нее прежде никто не писал. По хорошей цене их покупают коллекционеры из США, Германии, Финляндии. Увозят Зоины картины. О своем творчестве Зоя говорит: 'Я реалистка. Пишу прямо с натуры, ничего не выдумывая. Если писать в полном внешнем соответствии с натурой, получится внутреннее несоответствие: мы же не только видим, но и чувствуем предмет'. И она пишет, как чувствует, поэтому ее художественный язык многим непонятен, и даже были предложения показаться психиатру. Изобразительное искусство - особое взаимоотношение между личностью, временем и пространством. Через свои картины Зоя Чернакова не столько объясняет, сколько дает почувствовать свое отношение к предметам, лицам, сюжетам. Свидание с ее картинами превращается в молчаливый диалог родственных душ. Лидия Павлова |
|
Журнал "Художественный совет N5(27) Ноябрь 2002г. Жить красиво, долго и счастливо Экспресс-обзор выставки "Артмебель-2002", КВЦ "Сокольники" АРТМЕБЕЛЬ-2002 Вторая международная выставка "Артмебель-2002" - сюрприз на выставочном небосклоне столицы. Такие выставки ни один выставочный центр не проводит, и в мире таких выставок нет. Первая выставка была посвящена исключительно дизайну. На ее стендах демонстрировалась авторская мебель, какую не увидеть в магазинах. Это мебельные шедевры, созданные авторскими студиями, небольшими мастерскими и мебель из частных коллекций. На вторую выставку руководитель направления Валентина Михайловна Вишневская решила пригласить и художников. "На этой выставке я стараюсь воплотить свою мечту, - сказал Николай Ефремов, один из участников выставки, - вернуть искусство в жилое пространство. В каждой семье должна быть какая-то реликвия, - картина ли, ваза, что-то другое, чем люди дорожили бы и гордились всей семьей. Искусство ушло из жилища и долгое время оставалось принадлежностью музеев, мы украшали дом иллюстрациями из "Огонька", китайскими афишами, календарями, затем плакатами и постерами. А в доме должна жить подлинная красота, согретая руками художника. Люди хотят жить красиво. " С этим нельзя не согласиться. Мы хотим жить красиво. И если уж среда определяет сознание, то давайте создадим свою прекрасную среду обитания и будем жить долго и счастливо. Выставка уникальная, проявлялось это и в подборе участников и во взаимодействие их на выставке, уникальна оказалась и сама атмосфера события. Творческие мастерские дизайнеров и художников, арт-лаборатории и художественные галереи, ювелиры и скульпторы, художественные учебные заведения, торговые фирмы, антикварные салоны и редакции журналов - более 200 участников выставки со всех концов света: Россия, Украина, Канада, Китай, Таиланд, Дания, Франция, Англия, Словения, Германия, Италия, Испания, США, Япония, - таким составом еще не собирались никогда. Объединенными усилиями сложился великолепный гостеприимный дом, в атмосферу которого попадали посетители этого шикарного мероприятия. Здесь царили фантазия и творчество, красота и смелые идеи, гениальные инженерные решения и тонкие философские концепции. Интересная и разнообразная программа мероприятий - всевозможные семинары от классического дизайна до фен-шуй и росписи по шелку, круглые столы и мастер-классы - скучать было некогда. Не у всех участников выставки хватило времени обойти экспозицию, кто беспрестанно занимался с посетителями, кто осваивал новые техники на семинарах. А гости выставки переходили от стенда к стенду и попадали из мира в мир: Современное средневековье студии Владимира Цыганова и Экологический гротеск Дмитрия и Надежды Журовых, Эротически-космический аудиокабинет студии Морозов-Дизайн и Город-игрошкаф студии Анастасии Немоляевой, Новые разработки кресел космических кораблей студии Сергея Брюханова, безукоризненный стиль "Ars Longa", союз всех искусств на стендах "Союза дизайнеров" и безудержное веселье в Товариществе Почетных Художников. Необыкновенно сочетались и различные искусства - Театрально-живописный "про яблочные сны" хай-тек Алексея Шевчука и изящная графика экспозиции скульптурной мастерской Олега Закоморного и Катиба Мамедова, архитектурно выстроенные ювелирные композиции Изабеллы Рим и остроумные инженерные решения в живописи Зои Чернаковой, - бесконечное разнообразие стилей и направлений,- все это создавало атмосферу необычного и яркого праздника. Щедр был этот праздник и на подарки - вручено море наград и призов, проведен творческий конкурс среди дизайнеров с вручением дипломов и памятных подарков, на одном стенде детей увешивали конфетами, на другом дарили всем красочные календари и журналы. Сотрудничество получилось плодотворным. Дизайнеры, работающие над внутренним убранством помещений, получили доступ к большому количеству произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, художники - богатую коллекцию впечатлений и идей, галереи и торговые фирмы - новых клиентов и все без исключения - новые контакты и новые перспективы. И, конечно же, москвичи получили великолепную, отлично организованную, очень зрелищную, отличающуюся высокой художественной культурой выставку. И пусть основной концепцией этой выставки является все-таки мебель, можно считать, что к двум ежегодным художественным праздникам столицы - Артманеж и Артмосква, которых, безусловно недостаточно для такого громадного города, подрастает новый собрат, и это радует. Николай Подкопаевский.
|
|